Балансировка колес

Балансировка колес является неотъемлемой частью обслуживания автомобилей. Особенно, если учесть тот факт, что в России значительно прибавилось скоростных и комфортабельных импортных авто за последние годы.

Зачем нужна балансировка?

Балансировка, как ничто другое, дает ощущение комфорта при передвижении. Однако комфорт — не единственное преимущество балансировки. Биение колеса — это ударная нагрузка на подшипники и ступицу, а также на прочие трущиеся и катящиеся детали. Отметим, что нагрузка очень немаленькая — дисбаланс всего в 20 граммов на 14 дюймовом колесе при скорости движения автомобиля 100 км/ч, что по нагрузке эквивалентно ударам кувалды весом 3кг, ударяющей по колесу с частотой 800 раз в минуту. Если задуматься, то очень прилично!

Как часто нужно производить балансировку?

Балансировку нужно проводить регулярно. Нарушение баланса колеса происходит вследствие деформации диска (при попадании в яму), износа резины и при принятии формы.

Исходя из этого, балансировку нужно выполнять при сборке колеса на резину, после попадания в яму с "пробоем" подвески, а также спустя 500 км после установки новой резины на диск. Если Вы ездите на всесезонной резине, то не реже 1 раза в год.

Нужно ли балансировать задние колеса?

Да, нужно. Но здесь есть один «тонкий» момент. Не всегда можно заметить необходимость балансировки задних колес. В отличие от дисбаланса на передних колесах, дисбаланс задних менее заметен. Однако он есть. Помимо вышеназванных проблем, неправильный баланс приводит также к неравномерному износу самой резины. Поэтому присмотритесь к задним колесам, если Вы увидели не равномерный износ, а только в какой-то определенной области, то, скорее всего, это не совпадает центр массы колеса с центром его вращения.

Как происходит балансировка?

Перед балансировкой желательно вымыть колеса. Чистое собранное колесо устанавливают на балансировочный станок и с помощью конуса производят его центровку. На стенде задаются параметры колеса, после чего компьютер выдает мастеру информацию о том, где именно и какой массы груза необходимо довесить. Для разных типов дисков используются разные типы грузов. Грузы бывают клеящиеся универсальные, а также для штампованных и литых (кованных) дисков. Такие грузы клеят на внутреннюю сторону диска, они предназначены для сохранения «красоты» диска.

Набивной или клеящийся груз — что лучше?

В большинстве случаев предпочтительней набивной груз. Он особенно актуален в зиму, потому что перепады температур приводят к ослаблению удерживающих свойств липкой ленты, и при мойке колес под давлением груз может просто отвалиться. Однако существуют диски, на которых невозможно установить набивной груз, — на такие диски устанавливают «липучку».

Как распознать хорошую балансировку?

Грузы на колосе должны быть и с внутренней, и с внешней стороны. Если нет желания или возможности устанавливать груз непосредственно на фасаде диска, то его ставят с внутренней стороны ближе к центру, как правило, около спиц. Существует балансировка одним грузом, но она редко используется в силу своей сложности. Грузики, из которых состоит навешиваемая масса, не должны превышать 60 грамм на новом колесе с новым диском и должны располагаться рядом. Навешиваемый груз нужно обязательно взвесить, если его масса больше, то необходимо убедиться в правильной сборке колеса (если колесо собрано правильно, то желтая метка на покрышке будет совпадать с вентилем) или же найти причину, по которой балансировку невозможно выполнить правильно. Такими причинами могут быть, например, погнутый диск или изношенная покрышка. После того как балансировка выполнена, а колеса снято со стенда, можно, ради интереса, попросить снова закрепить колеса на стенде и проверить дисбаланс. При этом допустим разброс показаний при переустановке колес со стальными дисками по системе «Хавека» — плюс-минус 5 граммов на обе стороны. В случае легкосплавных дисков такой разброс допускается в 3 грамма на обе стороны. Чем больше и тяжелее колеса, тем ощутимей влияние погрешностей закрепления колес на станке на качество балансировки.

Что такое балансировка по системе «Хавека»?

Самым распространенным способом балансировки является способ, при котором она производится по центральному отверстию, которое не изнашивается в процессе эксплуатации и оставляется на диске специально для балансировки. Но существует ситуации, в которых данный вид балансировки не является предпочтительным. Фирма «Хавек» изобрела метод балансировки колес, предусматривающий, что балансировка производится по специальным отверстиям, через которые колеса крепится к ступице. По сегодняшний день споры среди шиномонтажников о преимуществах и недостатках данного метода не утихают. Какой способ лучше – балансировать колесо по изнашиваемому отверстию, по которым колесо крепится к ступице, или по неизнашиваемому центральному отверстию? Выбор зависит от клиента. Стоимость этих двух методов разнится. Можно, конечно, положиться на точность изготовления производителя дисков, а можно воспользоваться новым прогрессивным методом. В чем же состоит суть метода? Согласно системе «Хавека» происходит двойная центровка колеса, независи
мо от диска – литого или кованого. Двойная центровка подразумевает под собой предварительную центровку — конусом по центральному отверстию, и окончательную центровку — когда диск крепится к балансировочному стенду фланцевым адаптером, имитирующим шпильки ступицы Вашего автомобиля.

Разница заключается в том, что предварительная центровка легкосплавных дисков производится цанговым адаптером, а не конусом.

Как еще можно повысить качество балансировки?

Некоторые шинные центры практикуют, так называемую, «финишную» балансировку. При этом данный метод рассматривается как альтернатива балансировке колес на обычных балансировочных стендах. Это неправильная позиция. Важно понимать, что аппарат «финишной» балансировки предназначен для статической балансировки всего узла, т.е. ступицы вместе с колесом и тормозным диском. При этом грузик, которым корректируется дисбаланс узла, может иметь ДОПУСТИМЫЙ вес максимум 15 граммов, а колесо в обязательном порядке должно быть отбалансированно. И еще нюанс. Если в процессе балансировки колес использовались адаптеры Haweka, то проводить «финишную» балансировку не нужно.