Ремонт тормозной системы

Автомобиль состоит из множества взаимосвязанных систем, но некоторые из них являются ключевыми и жизненно необходимыми. Так можно сказать и о тормозной системе. Согласно законодательству, устанавливаются нормативы рабочих характеристик, согласно которым и определяются исправность тормозной системы, как тот немаловажный аспект, можно ли допускать автомобиль к эксплуатации вообще.

В то же время, неисправность тормозной системы можно запросто прозевать, если не обращать внимания на некоторые признаки.

Признаки неисправности тормозной системы легкового автомобиля

В заголовке не зря указывается, что речь идет именно о тормозной системе легкового автомобиля. Дело в том, что требования, предъявляемые к тормозам легковушки, все же значительно отличаются от требований, которые относятся к грузовикам и автобусам.

Так например, у грузовых автомобилей разрешен тормозной путь длиной 19,5 метров, а у легкового – лишь 14,7.

Итак, рассмотрим перечень признаков неисправностей:

• Увеличенный свободный ход педали тормоза. Свидетельствует о наличие воздуха в гидроприводе, неправильно отрегулированной педали тормоза;Педаль тормоза «проваливается». Это может возникнуть по причине разгерметизации гидропривода, а то и обрыва троса педали тормоза, если таковой имеется. Этот симптом требует немедленного осмотра всей тормозной системы с целью устранения неисправности, замены поврежденного участка и последующей настройки тормозной системы.

• Длина тормозного пути составляет более 14,7 метров. Этот параметр надо измерять на скорости километров в час, единоразово нажав на педаль тормоза. Дорога должна быть чистой, сухой и обладать хорошим сцеплением. Как результат, все чаще эту проверку выполняют на стенде. Хоть и не так канонично, но результаты все же более стабильны.Не замыкается рукоятка стояночного тормоза в рабочем состоянии. Причина – разбитый механизм фиксации. Во время ремонта разбирают рычаг ручника, заменяют механизм. Заодно следует отрегулировать стояночный тормоз. Но также может быть и обрыв троса стояночного тормоза, поэтому, если ремонт механизма ничего не дал.

• Ручник плохо фиксирует колеса: автомобиль откатывается на уклоне 16 градусов. В этом нет ничего страшного, так как это следствие естественного износа колодок и вытягивания тросов. Устраняется регулировкой стояночного тормоза. При ремонте этой неисправности снимается туннель салона, подтягивается регулировочная гайка. Степень регулировки определяется по легкости вращения задних колес при отпущенном рычаге стояночного тормоза. Если поднятое колесо с трудом вращается рукой, следовательно, гайку надо слегка отпустить. В целом, чем сильнее она затянута вместе с тем, чтобы обеспечивать свободное вращение колес в отпущенном положении, тем лучше.Жесткая педаль тормоза.

• Неисправен усилитель тормозной системы.Во время движения тормоза перегреваются. Нарушения вентиляции. Возможно, они просто засорились. Но иногда это может означать неправильную регулировку тормозной системы.

• Увод автомобиля в сторону при торможении. Здесь причин может быть несколько. Скорее всего, это следствие неравномерного износа, и в качестве устранения неисправности может выступить простая замена тормозных колодок. Также это может быть следствие попадания воздуха в один из контуров тормозной системы. Правда, по этой же причине их часто конструируют таким образом, чтобы даже при попадании воздуха в один из контуров, сохранялась определенная курсоустойчивость при торможении.

• Стук тормозов.

• Вибрация при торможении. Довольно часто ее причиной является чрезмерный износ тормозных дисков, коробление тормозного диска и неисправности суппорта. В таком случае, ремонт заключается в проточке тормозного диска под ремонтный размер, замена его на новый диск или замена иных поврежденных узлов.

• Нарушение герметичности гидроприводов. Эта неисправность относится к тем, при которых эксплуатация ТС запрещена категорически. Конечно, временно утечку тормозной жидкости можно устранить и простым скотчем, вот только надолго его не хватит. Как правило, Нарушение герметичности происходит на изгибах тормозных шлангов, в местах соединениях, изнашиваются прокладки и т.д. и лишь крайне редко они рвутся по каким либо иным причинам. Ремонт соответствующий: все поврежденные участки заменяются, заливается тормозная жидкость до нужного уровня и тормозные контуры прокачиваются, для удаления пузырьков воздуха.

• Скрип тормозов. Свидетельствует о чрезмерном износе тормозных колодок. Собственно говоря, неисправностью это не является, так как это лишь следствие соприкосновения специальной шайбы с тормозным диском. Можно сказать, что является своеобразным сигналом к тому, что тормозные колодки пора менять. Хотя естественно, менять их следует раньше. Определяется износ колодок по специальным смотровым окошкам. Иногда для этого надо снять колесо, но чаще это можно выполнить и без снятия оного.

• Заклинивание тормозов. То есть, колесо с трудом проворачиваются рукой из за прижатых тормозных колодок. Бывает, возникает из за появления коррозии и «закипания» тормозной системы. Конечно, можно очистить тормозную систему при переборке. Но лучше будет полностью заменить поврежденные узлы.

• Тормозные колодки изнашиваются неравномерно. Вопрос с подвохом: а с какой равномерностью вообще должны изнашиваться тормозные колодки? Их износ всегда неравномерен, вся разница лишь в степени неравномерности.

Регулировка тормозной системы

Регулировка тормозной системы производится после каждых ремонтных работ, затрагивающих целостность гидравлического контура тормозной системы и при нарушении одного из параметров.

Заключается процесс в регулировке хода педали тормоза, регулировке натяжения тросов стояночного тормоза и прокачке гидропривода. В результате прокачки удаляется часть тормозной жидкости, вместе с пузырьками воздуха, поэтому прокачку тормозной системы можно совместить с общей заменой тормозной жидкости.